BelarusToday

Олег Хоменко: «Любите ли вы Беларусь так, как люблю ее я?»

Есть у Олега интересная и очень уж привлекательная черта

 

— разговаривать с людьми то ли в шутку, то ли всерьез, с неизменной улыбкой, которая делает его моложе лет на десять. Его отменное чувство юмора и острый ум, кажется, мало кого могут оставить равнодушным… Неохотно соглашался певец давать интервью на русском языке, но нам таки удалось уговорить его не нарушать концепцию журнала. Говорил он не спеша и с большим количеством белорусских слов, перебивая себя фразами типа «Як жа ж гэта па-руску?» В конце концов мы решили, что Хоменко, говорящий по-русски, вообще мало на себя похож. Так что на некоторые вопросы он все-таки ответил нам по-белорусски.

Олег Хоменко [Нажмите для увеличения]– Когда и как появилась группа «Палац»?
— Официально группа была создана в 1992 году. Как быстро летит время… Весной 2007 года мы отмечаем очередной юбилей: «Палацу» — 15 лет. Для нас это серьёзный праздник и, чтобы отметить этот юбилей мы обязательно сделаем сольный концерт. Это солидный возраст для популярной группы, уже есть что вспомнить, проанализировать: что было хорошо, а что – не очень, сделать выводы… Что же касается создания и первых шагов группы, то здесь не хотелось бы повторять то, что можно прочитать на нашем сайте: «Основой для объединения стал белорусский аутентичный фольклор…» и т.д. Конечно, объединила нас дружба и музыка. Мы учились в параллельных группах Института культуры, играли в разных коллективах. Потом создали свой ансамбль, чтобы подрабатывать на свадьбах. В то время это приносило весьма неплохие деньги. В конце концов мы поняли, что вышли на профессиональный уровень, и пора создавать настоящую команду, которая смогла бы выступать на эстраде. Вот тогда и появилось слово «Палац». Такое название, на самом деле, продукт достаточно серьезной философии. Но, если кратко и просто, тогда мы мечтали построить «палац сваёй мары», и почему-то он непременно должен был быть из кукурузных палочек (смеется). Мы готовились к выступлению на фестивале «Басовiшча» в Польше и я предложил поставить точку: «Ребята, давайте оставим «Палац»: мало того, что философия очень правильная, так еще это слово практически на всех европейских языках обозначает одно и то же».

— Как менялся состав группы с момента ее создания?
— Сначала в группу входили я, Дима Коробач, Юра Выдронок, Дима Войтюшкевич, Юра Беляков… Потом у Юры Выдронка и у Димы Войтюшкевича появились свои проекты, на мой взгляд, очень успешные. Когда ребята начали играть сольно, в Палац пришли Андрей Хвисевич (Рэй), Всеволод Гродников. В группе играли Сергей Кононович (сейчас — «Крамбамбуля»), Александр Старожук ( сейчас — «Ляпис Трубецкой»), Андрей Щитковец ( сейчас — «Песняры») и многие другие известные музыканты. До настоящего времени с нами играют Андрей Терехович («Сябры»), Сергей Труханович («Крама»), Дмитрий Жигарев.

И, мне приятно говорить о том, что всех бывших и настоящих участников группы связывают очень хорошие отношения.

Олег Хоменко [Нажмите для увеличения]– Что изменилось в музыкальном мире Беларуси с тех пор, как вы были студентами? Как изменились вы сами?
— Атмосфера в музыкальном мире Беларуси сегодня, конечно, отличается от той, которая была в дни нашей юности. Многое создается не «от души» и не «для души»… Да и мы теперь тоже другие: по молодости жили все в каких-то мечтах и надеждах, а теперь, скажем так, «с обязательным коммерческим расчетом». Мне кажется, что музыка наша стала с годами немного серьезнее, но ощущение это может быть и обманчивым.
Что же касается нашей аудитории, не могу сказать, что она сильно менялась, хотя… Было время, когда мы выступали на свадьбах, например, или в сборных концертах. Кстати, свадьбы в то время часто проводили не в ресторанах или кафе, а прямо возле подъезда. Нам приходилось выступать прямо на козырьке подъезда. Не могу сказать, что это очень уж забавляло нас, но мы казались себе тогда очень «продвинутыми» ребятами. Возможно, так оно и было…
К сожалению (а может и к счастью), те времена уже далеко позади, и «Палац» уже давно дает собственные концерты, а если участвует в каких-то сборных мероприятиях, то со стандартным фестивальным выступлением, около 40 минут. А было время, когда я репетировал с друзьями прямо в подъезде, на лестничной площадке — акустика хорошая, да и жильцы вроде не возражали: музыка то хорошая…

— Каким вы были ребенком? Какая музыка была вам близка тогда?
— Вырос я в Чижовке… Думаю, многие знают: это «рабочий» район столицы где сразу не разберешь, кто романтик а кто жулик. Если честно, я был немного задирист, но предпочитал решать вопросы дипломатически, если, конечно, это было возможно.

Музыкой я стал увлекаться очень рано, хотя в школу музыкальную пошел лет, наверное, в десять. До этого я занимался в музыкальной студии и успел поиграть почти на всех инструментах, какие только можно было достать. Причем на всех я играл одинаково плохо, поэтому в итоге и стал петь! И до сих пор моя игра на музыкальных инструментах оставляет желать лучшего (смеется).
Что же до моих музыкальных пристрастий, то они, как у всех, сформировались в отрочестве. А оно пришлось на то время, когда музыка «Beatles», «Lead Zeppelin» и «Deep Purple» была менее актуальна чем музыка «Smokee», «Воnеу М» и «АВВА». И мои музыкальные вкусы, соответственно, «фармаваліся на мяжы».

Олег Хоменко [Нажмите для увеличения]– За что бы вы сейчас могли подраться на улице?
— Я бы без раздумий полез в драку, если бы увидел, что избивают какого-нибудь салажонка. Не терплю я несправедливости, не могу смотреть спокойно, как явно более сильный издевается над слабым. Я понимаю, что правильно было бы вызвать милицию, но в таких случаях могу сделать что-нибудь «неправильно».

— Что вам особенно нравится в женщинах?
— Всё! Не знаю, как еще ответить на этот вопрос… Ноги, волосы, глаза, ум, философия. (Но начал Олег все-таки с ног! – прим. авт.) Вообще, женщины очень сильно повлияли на мою жизнь, чему я весьма рад. Прежде всего, это, конечно, моя мама, моя жена… Многие замечательные педагоги, которые меня учили – женщины.

— Часто вы дарите цветы своим женщинам?
— Как-то не задумывался… Главное, что это доставляет и мне, и им удовольствие. Неизвестно еще, кому – больше.

— Какие подарки от поклонников запомнились вам особенно?
— Не могу сказать, что у нас есть фанаты, которые заваливают нас плюшевыми мишками, зайчиками и т.д. Запоминаются подарки, которые люди сделали своими руками, как, например, картины, рукотворные браслеты… Это очень приятно.

— Вы как человек, почти всегда говорящий на “матчынай мове”, наверняка слышали о последней реформе белорусского языка. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Официальные документы я не читал. Просмотрел только все, что было на этот счет в Интернете, поэтому мое личное мнение пока еще не сформировалось. Вроде как это все делается для упрощения литературных норм языка. Но, если уж говорить о простоте орфографии, может, надо вернуться к латинке?

Олег Хоменко [Нажмите для увеличения]– Какой смысл вы вкладываете в слово «патриот», и считаете ли вы себя таковым?
— Мне кажется, что истинный смысл слова патриотизм девальвируется. Но, тем не менее, я думаю, что чувство патриотизма в моей ценностной шкале занимает не последнее место. Я часто путешествую. И всегда, когда остается несколько дней до возвращения на родину, чувствую что начинаю скучать по дому. Душой, и мыслями я всегда в Беларуси. Что тут можно еще сказать… Любите ли вы Беларусь так, как люблю ее я?

Олег Хоменко – о высоком, личном и мирском

— Что человек должен успеть сделать в жизни?
— Пажыць… Усе кажуць – сына, хату, дрэва… У мяне гэта ўсё ужо ёсць, так што ж мне, памiраць? Я лiчу, што чалавек павiнен зрабiць нешта такое, пасля чаго аб iм засталася б добрая памяць.

— Вы верите в Бога?
— Так. Я крышчоны ў праваслаўнай царкве.

— Что никогда не поздно?
— Пакуль жывы – нiшто не позна. I вучыццы таксама…

— Какие праздники вы бы предпочли не отмечать, а какие, наоборот, хотели бы добавить в наш белорусский календарь?
— Святкаваць можна ўсё, что заўгодна, нават дзень нараджэння каня Буздёнава! Але, далёка не ўсе святы, павiнны быць дзяржаўнымі. Увогуле, пра святы я магу гаварыць доўга: я працую над навуковай дысертацыяй, якая тычыцца гэтай тэмы. На мой погляд, рашэнні аб агульнадзяржаўным святкаванні 7 лістапада ці Першамаю вельмі спрэчныя. У той жа час лічу, што трэба было б аднавiць дыскусію аб магчымасці прыдання Купальскаму святу іншага статусу. І, нарэшце, трэба зразумець, што паганства, а што культурная спадчына!.. Было б добра, калi б аднавiлася шырокае святкаванне свята Багач – свята Матухны-зямлi.

— Какие принципы важно воспитать в ребенке?
— Павагу да дзядоў, да сваёй сям`i i гiсторыi… Вучыце дзетак з павагай ставіцца да сваёй і іншых асоб. Як толькі мы пачнем паважаць сябе – адразу адчуем, як уздымецца павага да нашай краіны. Магчыма, гэта вельмі важна.

Ольга ЦЫБУЛЬКО

Пакінуць адказ