Компьютерные вести On-line
Итак, мы продолжаем знакомить вас с лучшими представителями современной музыкальной белорусской культуры, и сегодня у нас необычайно интересный гость, лидер группы “Палац” Олег Хоменко. Я думаю, что особо представлять этого человека нашим читателям не нужно, посему сразу переходим к интервью…
Хоменко Олег родился в 1967 году. В 9 лет занялся музыкой благодаря упорству родителей. Начинал музыкальное образование с аккордеона, затем окончил музыкальную школу по классу тромбона. Играл на гитаре. В Институте культуры – на тенор-горне, где получил диплом “руководителя любительского эстрадно-духового оркестра”. Первые песни начал писать в юности и исполнять с друзьями на свадьбах. Один из инициаторов создания группы “Палац” и направления фолк-модерн. В настоящее время композитор, поэт, художественный руководитель и солист группы “Палац”. Ведущий белорусcкого музыкального хит-парада “Тузін гітоў” на радио “Минск”. Среди главных увлечений – культурология, этнография, белорусский фольклор.
– Олег, привет! Сколько лет группе “Палац”?
– Группа “Палац” существует с 1992 года. Нам 14 лет. Но играть и дружить мы начали с 1987-88 года, когда учились в Институте культуры.
– Помню, когда я беседовал с Юрием (Францем) Выдронком, он рассказал, что вашему старту (старту группы “Палац”) во многом помог Владимир Мулявин. Расскажи, пожалуйста, как это было…
– Мы впервые познакомились с В.Г.Мулявиным в 1993 на прослушивании конкурсантов к “Славянскому базару 93”. Я спел тогда “Русалки” и “Ой, рана…”. Обе эти песни жюри во главе с Мулявиным прослушало от начала и до конца. Других исполнителей слушали: “куплет – припев”. Сразу после прослушивания нам предложили не выступать в конкурсе, а приехать на фестиваль как профессионалам. (Только теперь я понимаю, что так было надо…) В это время Мулявин думал о создании молодежной студии при ансамбле “Песняры”. Мы были к этому не готовы. У нас уже были перспективные контакты с Германией и Англией, и уйти из МВТУ-1, которое нам много помогало и где мы работали, было бы нечестно и некрасиво. Мулявин был очень сдержанным человеком на комплименты и похвалы. Но те комплименты, которые он сказал мне в адрес “Палаца” во время концерта “25 лет “Песнярам”, я запомнил навсегда, потому что они меня не вдохновили, а, скорее, смутили. Мы очень тактично поддерживали отношения с Мулявиным и “Песнярами” до момента трагедии. Очень переживали, когда коллектив распался. Но всегда будем благодарны ему за советы и подсказки, истинный смысл которых до меня доходит только сейчас.
– Вообще, вы тогда открыли практически новый пласт современной белорусской культуры, и я знаю, что очень много времени проводили в экспедициях. Сколько у вас их было, если так, навскидку, и что запомнилось больше всего?
– Последние 7-8 лет одна в год. Мы много начали работать с уже готовым материалом, который на ленточных кассетах стремительно портился и исчезал.
– Бытует мнение, что сейчас, в 2006-м, в таких экспедициях уже нет большого смысла…
– Смысл есть! Нет денег и энергии. Проблема в том, что готовый материал мало кому нужен. Вопрос в развитии и пропаганде этого материала, а не в коллекционировании.
– Что представляет в плане состава группа “Палац” сегодня?
– Основной состав – это восемь человек. Очень добрые и профессиональные люди. Познакомиться со всеми можно на нашем официальном сайте www.palac.org.
– Какие у тебя творческие планы? Сколько новых песен находится в работе сейчас?
– Перед Новым годом записали две новые песни – “Прыляцела ластаука” и “Спейце мне песьню”. Сейчас есть две новые работы, которые должны войти в новую программу, но названий у них пока, естественно, нет.
– Где вас можно найти в интернете?
– Кроме нашего официального сайта www.palac.org, обычно отвечаем на все письма, которые приходят на адрес palac@tut.by. Разные новости о группе можно почитать по адресу www.music.fromby.net. А вообще, наберите в поисковике: гурт “Палац” и Алег Хаменка – есть много разного.
– Поскольку нас сейчас читает много начинающих музыкантов, аранжировщиков и звукорежиссеров, то интересно будет услышать чисто твои рекомендации о том, как нужно смотреть на современное музыкальное производство и творчество, что в нем является главным, а что – побочным?
– Если вы пытаетесь сравнивать свое творчество с творчеством других и считаете, что ваше не хуже… то сразу можете все выбросить, и правильно сделаете. Если вы выстрадали “эти звуки и эти мысли” и они вам очень-очень нравятся, но их “неадекватно” оценивают – все в порядке, вы на правильном пути.
– Вообще, ты бы не хотел, чтобы наши читатели попробовали себя в ремиксировании на новые или старые песни “Палаца”?
– Конечно, очень интересно послушать вашу стилизацию нашей музыки. Но, думаю, полезней и интересней будет ваша музыка с точки зрения нашего стиля. Мы можем что-то подсказать, а решать обязан только тот, кто возьмется за такой труд.
– Олег Хоменко – один из немногих белорусских музыкантов, кто весьма успешно выступал перед заграничной публикой (это я, например, вспоминаю ваши немецкие концерты и записи с них). В чем основное отличие нашего восприятия музыки от зарубежного? Есть ли разница в эстетике этого самого восприятия?
– Наверное, сейчас разница незначительная. Может, только в Западной Европе (особенно на фестивалях) люди желают видеть и слушать не набор песен, а спектакль. Все равно, как ты играешь, главное – как и о чем ты в это время думаешь. А выразить себя, свои мысли должно звуками и движениями. Какими? Это ваш вопрос – вы же на сцене…
– А, вообще, интересно, какие музыканты и проекты тебе нравятся на данный момент, и на какой музыке ты воспитывался?
– Очень многие. Я слышу и вижу нормальную новую волну в современной белоруской музыке. В популярной музыке слишком много “караоке”, а в рок-направлениях серьезный прорыв. Жаль, он приносит очень скромные доходы, но, может, это и к лучшему.
Воспитывался я на песнях “Орленок”, “В землянке”, “Катюша”, “Зорка Венера” (и хорошо, что так), а влияла на меня вся музыка, которую можно было услышать на магнитофонах, по радио и телевизору. А вот что нравилось… и откуда “мой вкус”… я и сам не знаю.
– Внедрение компьютеров многое перевернуло в музыкальном мире?
– Думаю, да. Это как трактор или комбайн в сельском хозяйстве. Но некоторые вещи все же лучше делать “обычным плугом и на лошади”.
– Что лично для тебя обозначает выражение “шоу-бизнес”?
– То же, что и для всех: “шоу” – показывать, “бизнес” – дело. Шоу-бизнес – дело, производство, которое приносит прибыль, занимаясь тем, что можно посмотреть, послушать, показать. У нас в республике понятие “шоу-бизнес” справедливо заменили понятием “концертно-гастрольная деятельность”. То есть деятельность есть, а прибыли нет, концерты, выступления, гастроли есть, а показать и посмотреть нечего. Я, конечно, “сгустил краски”, но так более конкретно и понятно.
– Огромное спасибо, что нашел для нас время, и напоследок – твои пожелания читателям “КВ”, собственно…
– Здоровья вам, вашим близким и вашим компьютерам.